ХалЫк планАры


       После третьего курса, летом 1985 года я попал на «заводскую практику» на КМПО (Казанское моторостроительное производственное объединение). Старшим стажировки был преподаватель нашего факультета — п/п-к Нуждин. По  насыщенной программе практики с нами проводили занятия и лекции: главный инженер, главный технолог завода, начальники цехов, и т.д. Нам дали представление обо всех основных этапах производства, показали все важное и интересное. Но, проводить лекции целый месяц не хватило бы красноречия и словарного запаса ни одного инженера или технолога. Не зря, в прежние годы месяц заводской практики ДВВАИУ в Казани делился попалам: 2 недели на КМПО, и 2 недели на КАПО (Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова). Два завода располагались рядом, и взлетавшие невдалеке несколько раз в течение месяца Ту-22М3, оглашая окрестности рокотом мощных двигателей красноречиво свидетельствовали, что КАПО успешно кует наш стратегический меч. Но, что-то не срослось на стадии планирования, и нас на самолетный завод не пригласили. А руководство моторного завода в течение 2 недель нам успело рассказать и показать все, что хотело…

      До конца стажировки оставалось еще полмесяца. Нуждин воспользовался примером Доцента из «Джентльменов удачи», когда он изобразил «взятия кассы», а  подельники полночи таскали батареи по детскому саду! Чтобы у нас было меньше свободного времени, нам «дали возможность заработать», и на практике приобщиться к производственному процессу.

       На ж/д вокзале Казани, в тот год, всех пассажиров и провожающих приветствовал стандартный партийно-советский лозунг. Непривычным был только язык, на котором он был написан. Огромными буквами, кириллицей, но на татарском языке, на перилах пешеходного мостика, по которому пассажиры со всех путей попадали на вокзал, было начертано: «ПАРТИЯНЕН ПЛАНАРЫ — ХАЛЫК ПЛАНАРЫ!!!». (Перевод исключительно для тех, кто не жил в СССР: «ПЛАНЫ ПАРТИИ — ПЛАНЫ НАРОДА!!!» Хотя, нынешнему поколению эти четыре слова наверное и в переводе ничего не скажут …)

        Нуждин, взяв на вооружение лозунг «самого передового учения» предложил нам «КМПО планары» претворить в «ДВВАИУ планары». Он подвел идеологическую базу (заводу ОЧЕНЬ надо, а рук не хватает), и так ярко нарисовал картину скорого обогащения, что убедил бы Остапа Бендера бросить выстраданную карьеру управдома и влиться в ряды татарского пролетариата!

Нам предложили стать старателями: добывать серебро!

     КМПО был головным предприятием по выпуску и капитальному ремонту легендарного авиадвигателя НК-8 конструкции Николая Кузнецова. Как гордо нам сообщил главный инженер завода: «На наших двигателях летает половина пассажиров «Аэрофлота». Ту-154, Ил-62 и даже недавно запущенный в серийное производство советский аэробус Ил-86: самолеты разных поколений, размеров и назначения. На всех стояли модификации этого двигателя.

      Каждый двигатель НК-8 оснащался двумя датчиками частоты вращения ДТЭ-6Т, которые при поступлении двигателя в ремонт проверялись, и при отбраковке не подлежали дальнейшей эксплуатации. В условиях плановой экономики, ни для чего более ценного, кроме как пустить на дальнейшую переработку несколько грамм серебра, датчик не был нужен. По заводским расценкам разборка ДТЭ была не очень выгодной работой, поэтому, до нашей заводской практики отбракованные датчики пылились кучкой а углу агрегатного цеха.

      Технолог агрегатного цеха рассказал и показал. Ничего сложного, но необходимо несколько инструментов: кусачки, отвертка, молоток. Оборвать контровку, открутить винты, разбить изолятор и откусить 3 посеребренных провода с наконечниками. В зависимости от «ловкости рук» и желания занимала разборка 10-20 минут, цена вопроса — 22 копейки. Зачет работы — по сданным проводам, как у индейцев сиу по количеству скальпов бледнолицых! Разобрал 1 датчик — заработал на мороженое, 2 — бутылка пива «Казан сырасы», 3 — комплексный обед в заводской столовой , 10 — можешь прокатиться по Казани на такси! Первоначальное обогащение планировалось не столь стремительно, как в рекламе небезызвестного «МММ», когда «не халявщик, а партнер» Леня Голубков с глуповатым лицом чертил на ватмане график: «Сапоги – шуба – мебель – машина — дом…» Но, пара незапланированных рублей в кармане курсанта — никогда не лишние!

       Инструментальщица выдала «орудия труда». Работяга из агрегатного цеха торжественно вкатил ящик с «телами усопших», т.е. отбракованными датчиками в нашу только что сформированную «шарагу». «Главное – правильно нАчать»», как говаривал тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев.
Все начали по разному. По количеству разделанных ДЧВ стало сразу заметно, что руки не у всех растут из того места, которое обозначено в анатомическом атласе… Но, деньги обещали выдавать сразу, и равнодушных не осталось. Курильщики забыли про перекуры, вместо анекдотов и шуточек были слышны звон перекусываемой контровки, скрип отворачиваемых винтов и треск раскалываемых ШРов. На второй день мы воспользовались еще одной фразой из генсековского словаря: «новое мЫшление» — т.е. додумались до того, до чего английские кустари доходили пару веков, Генри Форд к 45 годам, а Алексей Стаханов к 30 годам от роду. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА и КОНВЕЙЕР!!!

      Объединившись в группы по 3-4 человека, мы пустили датчики по конвейеру: один обрывал контровку, двое других откручивали винты, четвертый «добивал ШР» и выкусывал провода. Не надо было тратить время на смену инструмента, вращать датчики, приспосабливаться в новой операции, неторопливые вынуждены были успевать за шустрыми, освободившиеся на своей операции помогали справляться отставшим по «бригаде»! Случилось то самое, провозглашаемое на всех пленумах и съездах «УСКОРЕНИЕ», которое могло бы довести Политбюро и идеологический отдел ЦК КПСС до партийно-группового оргазма! Производительность труда выросла в несколько раз. У тех «умельцев», которые особенно рьяно включились в этот процесс, явно просматривались признаки временного помешательства, которое происходило в рассказах Джека Лондона с искателями легкой жизни времен «золотой лихорадки», хотя добывали мы всего лишь техническое серебро!

      Мы своим стахановским подходом стремительно уменьшали запас датчиков, который завод накопил за несколько лет. Через 3 дня ящик с датчиками опустел, нам привезли второй. Так, как мы вошли во вкус, случилось то, на что руководство завода не рассчитывало. Через неделю кончились датчики! На дно почти пустого ящика заглянули озабоченные технолог и Нуждин… И убыли на совещание.
Наш трудовой порыв требовал продолжения. И оно последовало. «Серебряную лихорадку» сменила «золотая».

      Техническое золото мы извлекали из диодов, которые как жизнь Кощея на конце иголки, были спрятаны в самой середине генератора ГТ-40ПЧ-6. За 1 разобранный генератор платили полтора рубля. Тяжеленный, как двухпудовая гиря, генератор нельзя было пустить по конвейеру, на полную разборку уходило почти 2 часа. Фортуна отвернулась от нас. За одинаковое время, на разборке генераторов получалось заработать в 2 раза меньше, чем на разборке ДТЭ бригадным методом… Как неоднократно бывало в этом мире: «Любовная лодка разбилась о быт!». Лодка — это наша «любовь к финансам», а в роли быта выступили 40 болтов с пластинчатой контровкой, которые скрепляли корпус генератора и составляли основную проблему разборки… Заводские нормировщики при определении цены разборки генераторов не учли наше «ускорение», или в стоимость работ входила только цена извлекаемых «драгметалов», а не трудоемкость их «добычи». Трудовой порыв выдохся, и трудиться «задешево», нувориши, отравленные ядом скорой наживы, отказались. Да и практика подошла к концу, все хлопотали с билетами и убытием в летний отпуск.

      Деньги, которые нам достались в ходе двух «лихорадок», явно «жгли карманы»! В крайний выходной нашего пребывания в Казани, мы сделали групповую вылазку на подпольный рынок. Долго пришлось ехать на другой конец города, потом по перелеску пешком до просеки под ЛЭП. Прямо на земле, на газетах лежал «товар». Американские джинсы, кроссовки «Адидас», французская косметика, виниловые пластинки в ярких конвертах… Может, всего лишь подделки под известные бренды, но глаза, привыкшие к унылым советским прилавкам эпохи всеобщего дефицита, реально разбегались. Захотелось все и сразу! Если бы не цены… Чтобы накопить на джинсы, надо было в одиночку разобрать тонну датчиков, или пару сотен генераторов!

     Продавцы – цыганки и немногочисленные покупатели нервно озирались по сторонам, в ожидании милицейской облавы. Пройдясь по рынку, взвесив свои возможности, реализовал основной принцип социализма: «От каждого по способностям, каждому по труду!». Моего, оставшегося в кошельке «по труду» хватило на солнечные очки. Цыганка уверяла, что они итальянские. Хотя наклейка изображала перчатку с пальцами, сложенными в виде знака «VICTORY», в цветах американского флага. По нынешним временам не вполне патриотично, но в 80-е годы это было «круто»! (чтобы пафос наклейки понизить, Димка Денисов после отпуска нитрокраской в авиамодельном подвале нарисовал симметрично на правой половинке очков след от босой ноги ;-) ))

      25 рублей было жалко (для сравнения – это тогдашняя цена авиабилета Вильнюс-Симферополь), но цыганка цену не скинула, пришлось расстаться с четвертным – в галантерее такие очки не продавались. Наверняка очки были сделаны в Болгарии или Польше, но оказались достаточно прочными, лет 10, пока они случайно не погибли под каблуком, напоминали мне о нашей «казанской серебряно-золотой лихорадке»!!!

днепр 002 - обрез 2

Это они!   На следующий год, очки защитили мои глаза

от яркого солнца на стажировке в Днепропетровске.

Владимир Настаюс. 122 к.о. 12-й роты 1987 г.в.

Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий