«Сугробы»


По мотивам рассказа «Бульдозерист» Сергея Глушко

 Про армейские способы и методы организации досуга и службы сложено не мало анекдотов. Знаменитые фразы «квадратное катать, а круглое носить», «мне не надо, чтобы вы все сделали, мне надо, чтобы вы зае…ись (замучились)«, прочно вошли не только в армейский, но и в народный фольклор. Почему-то считается, что именно в армии у подчиненного нет шансов проявить разумную инициативу, вопреки тупому командованию. Но… Мой небольшой по продолжительности, но разнообразный по сферам применения опыт работы «на гражданке», позволяет сомневаться в таком однобоком «приоритете» службы в армии. На «гражданке» дураков — начальников и бесправия подчиненных не меньше (как минимум). В любом случае, что служба, что работа больше зависят от тех, кто с тобой рядом, чем от области, в которой с ними сталкиваешься. Надо отдать должное училищным командирам, армейской дуристики у нас было по минимуму. Основной упор за 5 лет был на учебу. Наше 122 классное отделение, например неоднократно поощрялось туристическими поездками, за самый высокий средний бал на экзаменационной сессии.

Но однажды, на пятом курсе, за полгода до окончания училища, нам позволили убедиться, что знаменитый ленинский призыв «Учиться военному делу настоящим образом!» можно трактовать, в том числе и на неожиданных сочетаниях квадратного и круглого, как в вышеприведенной поговорке…

В начале 1987 года в Латвийскую ССР с первым (и единственным, за время своего недолгого «царствования») рабочим визитом собрался генсек ЦК КПСС — Михаил Сергеевич Горбачев.

Основная цель визита — Рига. Но, по логике партийных перестраховщиков, надо быть готовыми, что генсеку после официоза захочется «простого человеческого общения». У Михаила Сергеевича «фишка» такая была — вдруг тормознуть свой бронированный лимузин, и пойти с простыми американцами, немцами, японцами и т.д., перетереть пару-тройку слов про новое мЫшление, «glast-nost and perestro′ka», от чего импортный народ поначалу слетался, на него, как мухи на … (пусть будет – «мед»): «демократ во главе империи зла», и дал ему ласково-издевательское «погоняло» — «Горби»! Зато охрана от такой вводной, штаны неделю отстирывала… Позже, когда такое «неожиданное» общение перестало быть новинкой, встречающие и папарацци его уже встречали в заранее установленных местах, и громко освистывали его кортеж, если он вдруг решил не тормозить рядом с ними… В Латвии это самое «общение», кроме столицы лучше всего организовать в Даугавпилсе: по населению второй город республики, все говорят по русски, почти нулЁвый риск нарваться на националиста, который мог бы невзначай поколебать веру генсека в повсеместно провозглашаемую с трибун и плакатов дружбу народов.

И вот, допустим, мечта-кошмар функционеров сбывается: Горбачев в Д-пилсе… Кроме обязательной встречи с «общественностью и руководством города», что ему нестыдно показать??? Из очевидных вариантов:

— ЗПЦ (завод приводных цепей), почти вся продукция которого идет на экспорт – современное машиностроительное предприятие, «курица, несущая валютные яйца»!

— ДВВАИУ имени Яна Фабрициуса (крупнейший ВУЗ авиации ПВО, и вообще крепость — историческая)!

Т.е. поедет ли «Горби» в Д-пилс — не известно, но подготовиться к этому — НАДО!

Эстафету партийных перестраховщиков подхватили военные с извечным «ефрейторским зазором». Конечно, за неделю новые учебные корпуса, жилые дома не построить. Всех курсантов в совершенстве политесу и вальсам не обучить, как говорится: чем богаты… Но внешнее приличие придать территории – «сам бог велел».

Зима, как назло выдалась снежной и не «по прибалтийски» морозной. Во время нашего крайнего караула, перед зимней сессией, было почти 30 гр. мороза! На посты заступали через 1 час. Разводящий пил чай между сменами «дальних» постов, не снимая валенки. Из-за аномальной температуры не возможно было содержать территорию в идеальном виде. Почти все асфальтовые дорожки покрыты наледью и крепко утоптанным снегом.

Генсек не каждый день бывал в расположении военных училищ, поэтому начальнику училища (Анатолий Константинович Хабаров рассказал об этих подробностях в феврале 2014 года на училищном саммите в Репино) в помощь и для контроля прислали несколько генерал-инспекторов из Москвы.

После беглого осмотра территории, «помощники» потребовали не только все асфальтовые дорожки выскрести… Так как училищные дорожки были разной ширины, то и сугробы по их краям были разной высоты и формы. По периметру плаца — выше головы, на «тропинках» — по пояс. Непорядок? Бардак! Поэтому сугробы на газонах «велено было» привести к определенному виду!

Сугробы в армии-1

«По чьему-то хотенью» выглядел «стандартный» сугроб так: от дороги полметра вертикально вверх, потом под углом 45 гр внутрь сугроба, и эта наклонная стенка до высоты 1 метр!!! Кто, в каких войсках это видел??? В пехоте, у танкистов??? Наверное, в такой армии, где солдаты копают «ОТСЮДА И ДО ОБЕДА». Если бы не аномально холодная и снежная зима, дорожки и без дополнительных команд и подсказок от «помощников» были бы чистыми. Но сугробы на газонах… Явно перегиб из серии «квадратное катать».

Сугробы в армии

Так как ресурсом «щучьего веленья» мы не располагали, пришлось снеговыми лопатами лишний снег срезАть и перекидывать, увозить на тележках и скребках. Однако, удалением излишков снега отделаться от «помощников» не получилось… Там, где снега не хватало – «велено было» притаскивать с других мест, и чтобы он был чистый, не испачканный песком!!! И ровняли, как кровати в кубрике: по веревке, и с табуреткой!!! Эти сугробы, на узких газонах похожие на крышки огромных белых гробов, наверное, самое странное, что довелось повидать за 5 лет службы «в сапогах»!

У нас (5-х курсов) в это время была сессия — святое время, когда ни караулов, ни нарядов по столовой. За ротой закреплено всего 20 метров дороги перед ЗДП (зал дипломного проектирования, в котором мы жили первую половину 5-го курса, до убытия на ремонтную практику). Но, некоторые роты были в плановом отпуске, поэтому и нас привлекли на «трудотерапию». Каждый взвод наделили участком, и мы приступили: утром вместо зарядки, час после обеда, и вечером, до отбоя! А остальное училище на пару дней просто выбили из привычной колеи. Увольнения даже «женатикам» отменили! И впервые на нашей памяти участками для «правильной» уборки асфальта и выравнивания сугробов наделили все факультетские и училищные кафедры, т.е. выражаясь армейским языком офицеров-преподавателей тоже «привлекли к хозработам»!

В один из дней нашей сессии, Олег С. и Сергей Г. после сдачи очередного экзамена неосмотрительно пошли в ЗДП по той самой прямой, которая длиннее кривой, потому что проходит мимо начальства! Путь их лежал мимо учебного корпуса кафедры научного коммунизма. А перед корпусом пара офицеров, свободных в данный момент от лекций и занятий, во главе с начальником кафедры №51 — полковником Константином Брызгаловым, приводила в порядок отведенную территорию! Все красные от трудового порыва («Замполиты-политруки, а по прежнему — комиссары…» по другому не умеют работать), в руках ломы и лопаты, злые на выпавшую долю и на недогадливых курсантов, которые не спешат им предложить подвинуться, и уступить инструмент тем, кому по статусу не положено мимо работающих офицеров шляться «руки в карманах». А тут, на ловца и зверь! Изменить маршрут уже было поздно!

— О-о-о-опаньки… Наконец-то!!! Товарищи курсанты! Стоять!!!

Не буду додумывать разговор, который не слышал.

Но, суть их общения свелась к настойчивым предложениям Брызгалова поработать на пользу училища, города, даже бери больше — всей страны (уметь делать такие умопостроения и произносить пламенные призывы, в стенах этого учебного корпуса нас 4 года, в принципе и учили)! Но наши курсанты, вооруженные стараниями преподавателей 51-й кафедры «диалектикой марксизма-ленинизма» (или армейской поговоркой «Никогда не делай сегодня то, что завтра за тебя сделают другие») категорически от такой чести отказывались!

Это был, конечно — беспредел. Чтобы пятикурсников в день экзаменов припахать на хозработы, словно бесправных «минусов». Но, старшие офицеры, работающие шанцевым инструментом посреди ВУЗа, в котором обучается 2000 курсантов – это тоже беспредел, поэтому они терзались сомнениями, которые всегда мучали русскую интеллигенцию: «Кто виноват? Что делать?». К тому же мозоли на руках быстро помогают изменить понятия о справедливости…

Пацаны оторопели от такого поворота событий: им вручили по лопате, и показали, где можно взять лом! И когда Брызгалов отошел в учебный корпус позвонить, наши орлы, воткнув лопаты в сугробы, дали деру, чтобы не стать посмешищем в глазах пятых курсов!

Помните анекдот: «Самое неудобное воинское звание – полковник! Потому, что бегущий полковник в мирное время вызывает смех, а в военное время — панику!!!»

Дальнейшие события напоминали собой: то ли подготовку к экранизации этого анекдота, то ли театральную постановку очередной серии «Ну, погоди!»…

Наше классное отделение продолжает сдавать экзамен, и находится в неведении всей стремительно разыгравшейся истории. Вдруг из-за поворота выскакивает полковник К. Брызгалов, с шагом, за который в спортивной ходьбе снимают с дистанции! Голосом, срывающимся на крик пытается построить всех, кого видит  и вычислить «саботажников», которых он, наверное, уже записал в личные враги… Мы ничего не можем сообразить, а он, разгоряченный погоней не может внятно объяснить. На наше счастье, какой-то курсант в шинели в конце коридора неосмотрительно вышел на расстояние «прицельного выстрела», что спасло нас от неминуемого «пересчета и вычисления убежавших». Брызгалов, поверив, что это один из убежавших, рванул по коридору с энергией быка, увидавшего красную тряпку. Курсант, к которому с перекошенным от гнева лицом и возмущенными криками летел полковник, не стал дожидаться столкновения и выяснения, в чем его вина, рванул туда, откуда пришел и увел погоню по ложному следу! Замкомвзвода оставил у аудитории только не сдавших экзамен, остальных вывел через боковой выход учебного корпуса, и «эвакуировал», в обход 51-й кафедры.

Демонстративное неисполнение приказа старшего начальника – достаточно серьезный дисциплинарный проступок даже в мирное время. Убежавшие могли схлопотать, как минимум по трое суток «губы». А при определенных условиях, пацаны могли получить проблемы и похлеще: попрощаться с крайним курсантским отпуском, и т.д. Но, как говорится: «смелым везет»! Как ни странно, «саботажники» отделались легким испугом – не смотря на начальный порыв и решимость полковника «догнать и покарать»: то ли Брызгалов устал бегать и остыл, то ли оценил комизм ситуации со стороны и не захотел стать объектом насмешек в глазах других офицеров, а может ему на лекцию пришлось отправиться, ведь, не смотря на «всеобщую трудотерапию», учебный процесс шел своим чередом… Больше Брызгалов не появился. Обошлось без разборок…

Беглецы вечером прокрались в ЗДП с осторожностью, которой позавидовали бы диверсанты в тылу врага: перебежками от угла до угла, контролируя фронт и страхуя тыл. Только тогда стало понятно, чего хотел Брызгалов, когда не успел нас построить на экзамене. До отъезда на ремонтную практику, пацаны старались меньше «светиться», да и «успешное завершение рабочего визита Генерального секретаря ЦК КПСС в Латвийскую ССР», в ходе которого он не попал в Д-пилс, все быстро вернуло на крУги своЯ. После сессии 5-е курсы разъехались по стране на ремонтную практику, после которой нас ждал крайний курсантский отпуск…

А.К.Хабаров вспомнил, что генсек посетил таки Латгалию — на самолете садился на промежуточную посадку на военный аэродром Лоцики, и у него (как у начальника гарнизона) поинтересовался зарплатой лейтенанта, и искренне удивился, что она меньше, чем он предполагал… «Страшно далеки они от народа» — эту оценку декабристов смело можно применить к большинству верховных руководителей нашей страны!!!

Дороги и сугробы, начищенные сапоги и строевая выучка… Это элементы армейской службы, которые обычно контролируются проверяющими, хотя к боевой подготовке имеют слабое отношение. После РЕАЛЬНОЙ проверки возможностей нашей ПВО, со скандалом устроенной Матиасом Рустом 28 мая 1987 года, меньше, чем за месяц до нашего выпуска из ДВВАИУ, министра обороны Сергея Соколова и главкома войск ПВО Александра Колдунова сняли с должностей!

Впрочем, их приемникам случай с «Цессной 172» не послужил предостережением: попытки следующего министра Язова Дмитрия Тимофеевича навести «шухер» в армии запомнились расшифровкой его фамилии «ЯЗОВ — Я Заставлю Офицеров Вспотеть» и бесславным участием министра в ГКЧП. А главком ПВО генерал армии Третьяк Иван Моисеевич запомнился тем, что проверку войск всегда начинал с посещения гарнизонных помоек, а канализационные люки на служебной территории приказал выкрасить в «мухоморный окрас»!!! Надо полагать, что на момент его руководства ПВО это было САМЫМ важным и актуальным…

 

ДВВАИУ им. Я.Фабрициуса 1-й факультет

12-я рота 1987 г.в. к-т Настаюс В.И.

 

Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Один комментарий: «Сугробы»

  1. Малышев Евгений Евгений Малышев

    Смачно написано! Оживляет воспоминания!