Бульдозерист


Зимняя сессия уже была сдана. Все жили ожиданием долгожданного отпуска. Но сдать экзамены это еще не все. Замкомвзвода сообщил, что нашему взводу поставлена задача (дембельский аккорд) очистить до асфальта участок дороги на территории училища. Аналогичные задачи получил каждый взвод в училище в отпускных подразделениях. Так ,как из за перепада температуры асфальт был покрыт не просто утрамбованным снегом, а в большей степени льдом, то объем работы предстоял приличный. Вопрос командиром роты был поставлен конкретно, работа выполнена – отпускные на руки.

И тут я проявил инициативу. Два дня подряд я слышал звук работающего бульдозера за Западным КПП. Мысль напрашивалась сама собой, и воображение уже рисовало картину, как гусеничный трактор, словно танк, разрыхляя снег и лед, утюжит наш участок дороги, а мы стахановскими темпами очищаем дорогу и разъезжаемся по домам. Собрав взводные деньги 24 рубля (каждый дал по новенькому рублю, из недавно полученных у старшины) я отправился за бульдозером.

Выйдя за территорию училища через Западное КПП я действительно увидел бульдозер, который ковшом сгребал в кучу снег. Обращали на себя внимание гусеницы бульдозера. Их поперечные ребра врезались как ножи в утрамбованный снег и с легкостью взрыхляли его. «То, что надо» про себя подумал я и замахал руками перед кабиной бульдозера. Стальной гигант, повинуясь воле человека внутри послушно замер. На меня обратили внимание, и я тут же залез в кабину. На меня смотрел вполне обычный человек средних лет, с лицом труженика умеренно употребляющего после трудовых будней, в одежде пропахшей соляркой.

Я коротко по военному, изложил свою просьбу. В момент короткого раздумья бульдозериста и в продолжение темы я достал 24 новеньких рубля развернул их веером для убедительности и дружески сказал: «Вот пивка попьешь!». Это подействовало. «Куда ехать показывай» был его ответ. Бульдозер развернулся на месте и глухо рыча двинулся к КПП. Дежуривший на КПП солдат срочной службы из дружественного солнечного Узбекистана борясь со «снэгом» тщетно пытался открыть сдвижные ворота, но направляющая рельса была в снегу и ворота открылись не до конца. Мастерство бульдозериста я оценил сразу. Не сбавляя скорости, бульдозер вскочил в полуоткрытые ворота. Расстояние от краев ковша и стоек ворот мне показалось было не более 10 см с каждой стороны, но на лице водителя не дрогнул ни один мускул. «Фу» выдохнул я облегченно, как только мы миновали арку ворот.

Услышав, а затем и увидев спасительный бульдозер наш взвод подняв в верх лопаты, приветствовал нас радостными криками. Вся дорога от Западного КПП до штаба была облеплена курсантами разных факультетов. У каждой роты, взвода был свой участок работы. Одни долбили ломами, рубили штыковыми лопатами, другие счищали крошку и снег совковыми. Работали можно сказать яростно, все хотели быстрее домой в отпуск. Поэтому остальные молча, с нескрываемой завистью смотрели на нашу спасительную технику.

Наш замкомвзвода Ревенко , в народе «Рива» сказал мне оставаться в кабине и показывать от куда и куда ехать. Вначале мы проехали по нашему участку дороги, взрыхлив плотно утрамбованный снег. Его быстро счистили. Снизу оказался лед. И тогда я громка крича на ухо водителю, стал просить его «поутюжить» дорогу разворачиваясь на месте то влево, то вправо. Хочу сказать , что в отличие от обычного гусеничного трактора у которого в кабине два рычага управления, в кабине бульдозера торчал один рычаг с наболдашником на конце похожий на рычаг переключения передач и двигая им то влево то вправо бульдозерист разворачивал свой трактор. Сидя в кабине в страшном грохоте я наблюдал как бульдозерист, энергично прикладывая усилия двумя руками, двигает рычаг то влево, то вправо. Амплитуда и усилия этих движений постепенно нарастали. Было видно, что мастер вошел в раж. Бульдозер вертелся в разные стороны, и казалось, он может разравнять все что угодно.

И вдруг произошло неожиданное. Рычаг который был длинною приблизительно в метр и 10 мм в диаметре, не выдержав нагрузки яростного профессионала отломился, оставшись в руках бульдозериста. На высоте не более 2-2,5 см от пола кабины остался торчать маленький огрызок рычага управления. Секунды две или три бульдозерист пребывал в столбняке, держа в руках параллельно полу кабины отломанный рычаг и округленными глазами глядя на него. Затем изо всех сил швырнул его в угол кабины и сквозь чудовищный грохот, стоявший в кабине раздался яростный рев, густо перемешанный с отборным матом. Бульдозер, потеряв управление съехал с дороги и мчался по снегу навстречу березе, а бульдозерист сев на сиденье, опустив голову казалось ничего не замечал вокруг и горевал. Дерево неумолимо приближалось, но что-либо говорить расстроенному водителю я не решался. Все это продолжалось секунды, но мне они показались вечностью. В тот момент, когда ковш бульдозера уже казалось-бы коснется дерева, бульдозерист не глядя, резко выжал педаль сцепления.

Бульдозер послушно замер. Шок начал проходить. Беспрерывно матерясь, водитель открыл металлический ящик, расположенный за сиденьем и среди ключей и разного рода металлического хлама начал что-то искать. Затем он достал кусок стальной трубы. По своему диаметру труба была раза в три больше диаметра огрызка рычага торчавшего из пола и по длине она почти доставала до крыши кабины, но выбирать не приходилось. Одев трубу на торчавший обломок рычага, встав во весь рост и широко расставив ноги, бульдозерист раскачивал трубу-рычаг от левого окна кабины к правому пытаясь обуздать бульдозер. Положение оставшегося торчать обломка в трубе напоминало ложку в стакане, но бульдозер хоть и неохотно, но все-таки слушался хозяина. Теперь о дальнейшей работе не могло быть и речи. Главная задача была выбраться из училища, через КПП попав в арку и в створ ворот. Лицо бульдозериста было перекошено от злобы на все то, что произошло, на бульдозер, на сломанный рычаг, на самого себя на дурацкое положение в которое он попал и видимо на нас, из-за которых он попал в это положение. Он продолжал так же отчаянно материться, но голос его стал глуше, казалось он, весь ушел в себя.

Мы с горем пополам, за счет раскачивания водителя все-таки выехали на дорогу. Бульдозерист собрался уезжать, а я собрался выйти из кабины. Любые слова в этой ситуации уже были лишние. И вдруг в этот момент со стороны водителя, к бульдозеру размахивая руками подбежал краснощекий сержант с другого факультета. Он был в очках, которые блестели на зимнем солнце. Его лицо излучало радость и оптимизм. Так как бульдозер остановился, то открыв дверцу кабины сержант-очкарик бодрым голосом начал уговаривать несчастного деращегося за трубу бульдозериста очистить дорогу для его взвода. Медленно набрав в легкие столько воздуха сколько они могли вместить бульдозерист отчаянно прокричал во всю прокуренную глотку «Паааашеееел наааа х……й». Воспользовавшись моментом я быстро выпрыгнул из кабины. Бульдозер тронулся и грохоча, дергаясь то влево то вправо, поехал в сторону Западного КПП. Через мутное стекло кабины была видна раскачивающаяся фигура бульдозериста стоявшего во весь рост и двигавшего трубой управления в разные стороны. А у меня впереди был отпуск и встреча с родными.

С.В. Глушко, 2011 год, г. Бобруйск
Запись опубликована в рубрике Все записи, Рассказы, очерки, миниатюры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий